Администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области
город Малая Вишера Маловишерский район Новгородская область

История

Дата образования города Малая Вишера 1843 год. По историческим меркам возраст города невелик, но каждый год, тем не менее, привносил свой эпизод в формирование истории нашего маленького, уютного, гостеприимного городка. Малая Вишера – обычный город, но среди своих провинциальных сверстников славится своим богатым историческим прошлым. 

Рождение селения Малая Вишера связано со строением железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. В 1843 году артель крепостных крестьян на берегу реки срубила из вековых сосен казенную избу для приказчика, десятника и прочих распорядителей, которая стала первым сооружением будущего города.

Название станции Малая Вишера дала река. Река Малая Вишерка – правый приток Волхова, носит явно неславянское имя. Писцовые книги XV века упоминают на остаточные следы прибалтийско-финских поселений по Волхову и его притокам.

18 декабря 1871 года состоялись торжества по случаю перевода поселения на станции Малая Вишера в разряд посада.

На магистрали лишь три вокзала имели высший разряд – в Малой Вишере, Бологом и Твери. Архитектор Р.А. Желязевич построил вытянутое здание с округленными торцами, обрамленное по всему периметру широким металлическим карнизом, который поддерживают легкие, цельные с узором колонны. Приподнятое на насыпной платформе между путями, оно кажется океанским кораблем с просторными палубами. На линии Санкт-Петербург – Москва всего было построено 34 станции четырех классов, из них 1 класса – пять станций, из которых две столичные в Санкт-Петербурге и Москве и три промежуточные в Малой Вишере, Бологом и Твери.

В 1890 году в помещении станции установили первый на железных дорогах России коммутатор телефонной связи на 25 номеров.

Значимость станции характеризует следующий факт: из трех паровых пожарных машин, имевшихся на всей линии Санкт-Петербург – Москва в конце 1890-х годов, одна располагалась в Малой Вишере.

Рядом с круглым локомотивным депо, ровесником дороги, стоит одноэтажное кирпичное строение. В нем в 80-х годах XIX столетия для подготовки кадров железнодорожников было открыто техническое училище (одно из трех первых в России). В 1912 году училище было реорганизовано в ремесленную школу с четырехгодичным сроком обучения.

К началу XX века в посаде Малая Вишера было 9 тысяч жителей, занимающихся хлебопашеством, а также фабричными работами на стекольно-ламповом заводе братьев Павла и Михаила Курженковых. Вазы, бокалы, графины с "посаженными вовнутрь петухами" завода Курженкова поражали изяществом и тонкостью рисунка. Кроме того, на территории района успешно осуществляли свою деятельность лесопильный завод Кузнецова И.Е. и паровая мукомольная мельница Целковича М.А.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie